Книжный клуб: наследие и вклад черных мусульман в исламскую историю
Убийство американской полицией чернокожего в Соединенных Штатах всколыхнуло сообщество свободных людей по всему миру. Происходящее затронуло и проблему «Черного ислама», поскольку под коленом офицера полиции мог оказаться чернокожий мусульманин. По данным Wall Street Journal, в начале 2000-х в США насчитывалось два миллиона афроамериканцев, исповедующих ислам. Это почти треть от общего числа американских мусульман и около 6% от общего числа чернокожих, живущих в США.
Феномен «Черного ислама» имеет долгую историю. Чернокожие мусульмане в Америке появились в эпоху разгара работорговли, т.е. еще начале XVII века. Это были рабы-мусульмане, которых привозили в Америку из Африки. Конечно, им редко удавалось сохранить свою веру и религию. Тем не менее, в начале ХХ века чернокожие мусульмане дали о себе знать на волне роста антирасистских настроений. Возросшая социальная и политическая активность американских чернокожих привела к появлению «черного национализма», афроамериканцы вспомнили о своем исламском прошлом, в силу чего стали отходить от христианства и принимать ислам. Это объяснялось тем, что рабовладельцы заставляли чернокожих отказываться от ислама и принимать христианство.
Последние события, вызванные убийством афроамериканца, подтолкнули мусульман к саморефлексии по вопросам дискриминации в более широком исламском мире. Данная тема стала предметом рассмотрения обозревателя Аиши Юсуф, которая подошла к ней через призму научной, научно-популярной и художественной литературы. А. Юсуф считает, что для эффективной борьбы с расизмом по отношению к чернокожим «жизненно важно понять наследие и вклад чернокожих мусульман на протяжении всей исламской истории и в современном мире». Поэтому она составила список из десяти литературных произведений, в которых повествуется о том, как чернокожие мусульмане влияли на ислам.
А. Юсуф подчеркивает, что выбранные ею книги не являются исчерпывающим списком литературы о роли черных мусульман и африканцев в исламе. Однако сама идея подобной классификации литературных произведений, безусловно, хороша и может быть продолжена в других направлениях, коих при здоровом воображении и инициативе может оказаться бесконечное множество.
Итак, перейдем к списку Аиши Юсуф. Он открывается произведением Сильвианы А. Диуф под названием «Слуги Аллаха: африканские мусульмане, порабощенные в Америке» (Servants of Allah: African Muslims Enslaved in the Americas).
Считалось, что большинство порабощенных африканцев, перевезенных в США, приняли христианскую веру. Однако Сильвиане Диуф в книге «Слуги Аллаха» удалось доказать, что, даже будучи порабощенными, многие африканские мусульмане придерживались большинства предписаний своей религии и даже черпали убеждение из своей веры, когда они проводили успешные восстания рабов. «Слуги Аллаха» представляют историю африканских мусульман от Западной Африки до Америки, которые сегодня являются домом для мусульманских общин из различных слоев общества.
Вторым произведением, на которое обратила внимание А. Юсуф, стала совместная работа Джина Бойда и Беверли Мака под названием «Образование мусульманских женщин: западноафриканское наследие Наны Асмау, 1793-1864» (Educating Muslim Women: The West African Legacy of Nana Asma'u, 1793-1864).
Нана Асмау (1793-1864) была принцессой, дочерью Шейха Османа дан Фодио, плодовитой мусульманской ученой, поэтессой, историком и педагогом. Ее наследие все еще очень живо в современной Нигерии и даже Америке. В первой четверти XIX века Нана Асмау создала систему образования женщин в Халифате Сокото – исламском государстве в северной Нигерии, которое было создано в начале 1800-х годов ее отцом, суфием Османом дан Фодио в результате успешной религиозно-освободительной войны.
«Обучение мусульманских женщин» – это рассказ об образовании Наны Асмау и критических моментах в ее жизни, а также о ее собственном непосредственном опыте, сохранившемся в трудах ее потомков. Система образования, созданная принцессой Асмау, сумела пережить эпоху колониализма в Западной Африке, сохранилась при образовании нигерийского государства, но что еще более важно, эта система была принята и в других местах, таких как Соединенные Штаты.
Третья книга в списке называется «Эстебан: африканский раб, который исследовал Америку» (Esteban: The African Slave Who Explored America) Денниса Херрика.
Эстебан был марокканским рабом, одним из четырех выживших в экспедиции Нарваэса в 1527 году. Хотя испанские историки XVI века стремились стереть его наследие, цитируя его только в одном предложении в отчете об экспедиции, он считается первым (черным) африканцем, исследовавшим Америку. В этой биографии Деннис Херрик проливает свет на жизнь Эстебана, пытаясь поставить этого замечательного человека на его заслуженное место в истории.
Четвертая книга «Живое знание в западноафриканском исламе: суфийская община Ибрагима Ниассе» (Living Knowledge in West African Islam: The Sufi Community of Ibrahim Niasse). Автор исследования Закари Валентайн Райт.
В книге рассказывается о суфийском братстве Тиджания, созданном Ибрагимом Ниассом в Западной Африке, которое, возможно, является одним из самых успешных исламских возрождений 20 века. Миллионы последователей Ибрагима Ниасса по всей Африке и всему миру уделяли особое внимание широкой передаче эмпирического знания о Боге (ма‘рифа) в лучших традициях исламского мистицизма. «Живое знание в западноафриканском Исламе» проливает свет на актуализацию религиозной идентичности этой общины последователей. Книга имеет несколько изданий.
Пятая книга называется «Освещая черноту: чернокожие и африканские мусульмане в Бразилии» (Illuminating the Blackness: Blacks and African Muslims in Brazil). Это популярный, неоднократно переиздававшийся труд Хабиба Аканде.
В силу своих многочисленных встреч с чернокожими африканскими мусульманами на перекрестках истории континента, в том числе через рабство и торговлю, Бразилия приобрела яркое африканское мусульманское наследие, нашедшее отражение даже в массовой культуре. Автор «Освещая черноту» исследует вопросы расы, расизма по отношению к чернокожим, колоризма и превосходства белых в современной Бразилии. В этой книге подробно рассматриваются также массовые восстания рабов в Баии и мусульманских общинах Западной Африки, а также рост числа обращений в ислам среди бразильцев африканского происхождения.
Шестая книга представлена работой Рудольфа Т. Уэра III «Ходячий Коран: исламское образование, воплощенные знания и история в Западной Африке» (The Walking Qur'an: Islamic Education, Embodied Knowledge, and History in West Africa).
Автор работы Рудольф Уэр провел серьезные исследования и его анализ проблемы позволил ему рассказать о том, какое большое значение для мусульманских общин Западной Африки имеют медресе по изучению Корана, и о том, как мусульманская идентичность стала выдающимся инструментом Африканского сопротивления в эпоху работорговли и колониализма. Уделяя особое внимание Сенегалу, Гамбии и Мавритании, Р. Уэр представляет эти тысячелетние методы с точки зрения практиков.
Седьмая книга «Женщины нации: между Черным протестом и суннитским Исламом» (Women of the Nation: Between Black Protest and Sunni Islam), написана в соавторском тандеме Дон Мэри Гибсон и Джамиллы Карим.
Поскольку общественными деятелями «Нации ислама» обычно являются мужчины, движение, по-видимому, ориентировано на мужчин, и решающий вклад женщин в его общественный имидж долгое время игнорировался. М. Гибсон и Дж. Карим решили осветить проблему с женской точки зрения и, используя устные истории и интервью около 100 женщин, принадлежащих к «Нации ислама» и ответвлению суннитского ислама, под руководством имама У. Д. Мохаммеда, провели исследование о том, как мусульманские
чернокожие женщины в США пересекают и интерпретируют гендерные идеологии и практики «Нации ислама».
Восьмая книга называется «Муса: Манса Малийский: Расширенная версия Амира Уэбба» (Musa: Mansa of Mali: The Extended Version by Amir Webb).
Эта книга, вымышленный рассказ о жизни богатейшего человека Средневековья Мансы Мусы (1280-1337) – султана (манса) Западноафриканского исламского государства (XIV в.). Сюжет повествует о том, как Манса следует за Исой, - своим другом детства, когда тот пытается ориентироваться в своей новой жизни в качестве Главы Совета для своего друга. Иса должен научиться иметь дело с эгоистичными политиками и эгоцентричными придворными, а также уравновешивать свои обязанности Главы Совета и друга Мусы.
Что касается Мансы Мусы, то он был богаче, чем самый богатый человек сегодня. Он был также благочестивым набожным мусульманином, а его паломничество в Мекку вошло в анналы истории в основном из-за бесчисленного количества золота, шелка и лошадей, которые сопровождали его, и благодаря тому, как щедро он раздавал эти предметы в местах, через которые проходил. Сюжет хоть и вымышлен, но он, помимо воспитательного посыла, привлекает внимание к богатой истории мусульманской Северной Африки и к ее выдающимся личностям.
Девятое произведение называется «Скрытые сокровища Тимбукту: исторический город Исламской Африки» (The Hidden Treasures of Timbuktu: Historic City of Islamic Africa), также написанное в соавторстве Джоном О. Ханвиком и Адилой Джей Войе.
К середине XV века Тимбукту (территория современного Мали) стал главным центром исламской культуры и науки. Путешествие уже упомянутого Мансы Мусы, а также торговые караваны, которые пересекли Сахару, чтобы торговать в Тимбукту, внесли большой вклад в этот торговый поток. В городе было несколько библиотек, в которых хранились книги арабских и исламских писателей, а также классических греческих и римских современных ученых. Скрытые сокровища Тимбукту содержат великолепные графические и роскошные рукописи, написанные на арабском и нескольких африканских языках.
Эти рукописи не только демонстрируют превосходное мастерство, которое было выдающимся в городе, но и указывают на то, что знания и обучение были широко распространены в Тимбукту.
Наконец, закрывает список книга под названием «Черное Марокко: история рабства, расы и ислама» (Black Morocco: A History of Slavery, Race and Islam) Чоуки Ет. Хамеля.
В «Черном Марокко» Хамель исследует опыт порабощенных черных людей с 6-го века до начала 20-го века. Он подробно описывает, как экономические и политические влияния используются для интерпретации и применения Ислама таким образом, чтобы задушить свободу и интеграцию ранее порабощенных чернокожих людей и их потомков в марокканское общество.
В этой книге также исследуется юридический дискурс о расе, наложничестве и рабстве. «Черное Марокко» предлагает новый взгляд на изучение расы, в частности, на то, как расовая и этническая идентичность понимается в Северной Африке, а также помогает устранить культуру молчания, когда речь идет о рабстве, расовой дискриминации и гендерных проблемах.
Айдар Хайрутдинов